План конспекта урока с использованием ЦОР
Тема: « Вода. Физические и химические свойства воды. Применение воды».
Учитель: Кислицына Людмила Алексеевна
Место работы: МОУ «СОШ с. Койгородок» с. Койгородок, Койгородский район, Республика Коми.
Должность: учитель химии.
Предмет: химия.
Класс: 8 класс.
Номер урока в теме: 4.
Базовый учебник: Рудзитис Г.Е., Фельдман Ф.Г. «Химия 8 класс»
Цель урока: сформировать понятие о разнообразных свойствах воды.
Задачи:
- обучающие
актуализация знаний о воде, её строении, свойствах, применении, охране окружающей среды;
- развивающие
способствовать формированию интеллектуальных умений, навыков самоконтроля, практических навыков;
- развить познавательный интерес, реализуя межпредметные связи курсов химии, природоведения, географии, биологи, ИКТ и используя цифровые образовательные интернет ресурсы коллекций ЕК ЦОР и ФЦИОР;
- воспитательные
воспитание самостоятельности, воспитание экологической культуры личности.
Тип урока: комбинированный урок.
Формы работы учащихся: фронтальная, индивидуальная.
Необходимое техническое оборудование: мобильный класс, мультимедийный проектор, экран, сеть Интернет, Интернет-ресурсы из единой коллекции цифровых образовательных ресурсов (ЦОР) и федерального центра информационно-образовательных ресурсов (ФЦИОР).
Структура и ход урока:
Структура и ход урока представлена в таблице № 1.
Таблица 1
СТРУКТУРА И ХОД УРОКА
№
|
Этап урока
|
Название используемых ЭОР
(с указанием порядкового номера из Таблицы 2)
|
Деятельность учителя
(с указанием действий с ЭОР, например, демонстрация)
|
Деятельность ученика
|
Время
(в мин.)
|
1.
|
Организационный момент
|
|
Проверка готовности к уроку, создание благоприятного психологического климата.
Приветствует учащихся, проверяет готовность к совместной деятельности.
|
Приветствуют учителя.
|
1 мин.
|
2.
|
Актуализация знаний
|
№ 1 Вода - важнейшая жидкость на Земле
№ 2 Рисунок
Растворы
|
Определение уровня усвоения материала предыдущих тем, актуализация знаний, полученных в курсе природоведения, биологии, географии, постановка проблемы.
Фронтальный опрос:
1.Вспомним, что такое вода? Какие она имеет физические свойства? Где в природе мы встречаем воду?
2.Что мы ещё не знаем о воде?
Учитель обращается к ЭОР, в котором демонстрируется анимация «Вода - важнейшая жидкость на Земле».
Во время анимации обращает внимание учащихся на то, что вода имеет важное значение в жизни человека?
Учитель обращается к ЭОР, в котором демонстрируется на экране
иллюстрация «Растворы»
3.Как вы думаете, ребята,
а применение воды будет зависеть от её способности растворять вещества?
4.А на какие группы делятся вещества по отношению к воде?
5.А возможно ли не только растворение веществ в воде, но и их взаимодействие?
6.А ещё какие-то вещества могут взаимодействовать с водой?
7. И, следовательно, тема нашего урока…
|
Ученики отвечают на поставленные учителем вопросы .
Изучают информацию на мониторах компьютеров.
Отвечают на вопросы учителя.
Ожидаемый ответ:
-будет, например, сахар растворяется в чае, и есть другие вещества растворимые в воде, которые мы едим.
-растворимые, нерастворимые, малорастворимые
-возможно, мы уже изучали взаимодействие оксидов с водой?
- наверное, могут
|
6 мин.
|
3.
|
Определение темы и целей урока. Мотивация учащихся.
|
|
Определение темы урока, постановка цели и задач урока, осознание и принятие их учащимися.
После просмотра рисунка с помощью наводящих вопросов, опираясь на знания из смежных областей(природоведение, география) подводит учащихся к теме , к цели и задачам урока.
Предлагает учащимся ознакомиться с учебным материалом с помощью
компьютера.
|
Ученики определяют тему урока и формулируют цели урока, записывают тему урока, выдвигают гипотезы о химических свойств воды и её применении
|
2 мин.
|
4.
|
Изучение новой темы
|
№3
Химические свойства воды
|
Учитель предлагает учащимся самостоятельно отправиться в химическую лабораторию и посмотреть опыты взаимодействия воды с различными веществами.
Учитель вызывает сильного ученика к доске для пояснения и совместного обсуждения полученных знаний.
Совместно оформляют на доске схему химических свойств воды.
Предлагает учащимся выполнить физкультминутку – для глаз, повороты головы и туловища, наклоны вперед – назад, влево – вправо.
|
Ученики просматривают фрагменты анимации, работают в тетради, делая записи.
Ученики сравнивают свои записи с записями на доске, включаются в совместное обсуждение полученных знаний
Ученики делают упражнения, двигаются.
|
14
мин.
|
5
|
Закрепление полученных знаний
|
№4
Тренажёр «Химические свойства воды»
|
Учитель предлагает выполнить задания индивидуально на компьютерах. Уровень задания репродуктивный.
|
Ученики отрабатывают навык составления уравнений реакции по химическим свойствам воды.
|
11 мин.
|
6.
|
Первичная проверка полученных знаний.
|
№5
Тест по теме «Вода и её свойства»
№6
Тест по теме «Вода и её свойства»
|
Предлагает выполнить индивидуальную работу за компьютерами по вариантам и проверить знания с помощью вопросов для контроля.
Предлагает ученикам оценить работу самостоятельно по стандартной шкале оценок.
Фиксирует результаты и оценки прохождения теста.
(1тест – 1 вариант, 2 тест – 2 вариант).
|
Ученики отвечают на вопросы теста, проверяют и оценивают себя в листе самоконтроля. Предоставляют результаты учителю.
|
7 мин
|
7
|
Объяснение
домашнего задание
|
№7
Применение воды, круговорот воды в природе
|
Дает домашнее задание §29, до с.84, вопросы
№ 5,6, с.88, задача 1.
Учитель знакомит с презентацией в ЭОР «Применение воды, круговорот воды в природе» и предлагает учащимся выполнить самостоятельную творческую работу по созданию собственных презентаций о применении воды, объединяясь в группы по желанию. В презентации желательно отразить ответ на вопрос: «Какие мероприятия необходимо применять для охраны воды от нерациональной деятельности человека?».
|
Записывают домашнее задание в дневниках и тетрадях.
|
2 мин.
|
8.
|
Итоги урока. Рефлексия.
|
|
Раздает учащимся листки самоконтроля(приложение №1) и предлагает отметить
в них, что узнали на уроке, предлагает оценить свою работу на уроке.
Учитель предлагает написать «синквейн» для осмысления полученной информации на уроке.
Это японское слово, которое означает в буквальном переводе «эмоциональное отношение». «Синквейн» будет состоять из 5 строк.
1. Одним словом (именем существительным) выразите тему сегодняшнего урока
2. Подберите к этому слову 2 прилагательных
3. Подберите к этому слову 3 глагола
4. Составьте фразу, в которой будет отражена значимость этого слова
5. Подберите синоним к этому слову.
Выставляет отметки в дневники и журнал.
|
Учащиеся работают с листками самоконтроля, высказывают свое мнение об уроке, оценивают свою работу на уроке.
Составляют «синквейн» в листах самоконтроля
Пример «синквейна», написанного учащимися.
1. Вода.
2. Бесцветная, жидкая.
3. Растворяет, орошает, питает.
4. Без воды и не туда и не сюда.
5. Жизнь.
|
2 мин.
|
Приложение к плану-конспекту урока
« Вода. Физические и химические свойства воды. Применение воды».
Таблица 2.
ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ НА ДАННОМ УРОКЕ ЭОР
№
|
Название ресурса
|
Тип, вид ресурса
|
Форма предъявления информации (иллюстрация, презентация, видеофрагменты, тест, модель и т.д.)
|
Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР
|
1
|
Вода - важнейшая жидкость на Земле
|
Тип – информационный, вид – мультимедиа
|
анимация
|
http://www.fcior.edu.ru/card/745/voda-vazhneyshaya-zhidkost-na-zemle.html
|
2
|
Растворы
|
Тип – информационный, вид – иллюстрация
|
иллюстрация
|
http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/617fb4d7-8cff-11db-b606-0800200c9a66/ch08_34_01.jpg
|
3
|
Химические свойства воды
|
Тип – информационный, вид – мультимедиа
|
Презентация с видеофрагментами
|
http://www.fcior.edu.ru/card/1891/himicheskie-svoystva-vody.html
|
4.
|
Тренажёр «Химические свойства воды»
|
Тип – практический, вид - анимация
|
Анимация. Задание в тексте
|
http://www.fcior.edu.ru/card/5296/trenazher-himicheskie-svoystva-vody.html
|
5.
|
Тест по теме «Вода и её свойства».
|
Тип – контрольный, вид - анимация
|
Анимация с текстом
|
http://www.fcior.edu.ru/card/9377/testy-po-teme-voda-i-ee-svoystva.html
|
6.
|
Тест по теме «Вода и её свойства».
|
Тип – контрольный, вид - анимация
|
Анимация с текстом
|
http://www.fcior.edu.ru/card/22/testy-po-teme-voda-i-ee-svoystva-variativ.html
|
7.
|
Применение воды круговорот воды в природе
|
Тип – информационный, вид – мультимедиа
|
Презентация
|
http://www.fcior.edu.ru/card/5208/primenenie-vody-krugovorot-vody-v-prirode.html
|
|