План конспекта урока с использованием ЦОР
Тема: «Природные источники углеводородов. Природный газ, его состав и использование».
Учитель: Кислицына Людмила Алексеевна
Место работы: МОУ «СОШ с. Койгородок» с. Койгородок, Койгородский район, Республика Коми.
Должность: учитель химии.
Предмет: химия.
Класс: 10 класс.
Номер урока в теме: Тема № 5. «Природные источники углеводородов. Природный газ, его состав и использование.» (5ч.); урока в теме № 1.
Базовый учебник: Рудзитис Г.Е., Фельдман Ф.Г. «Химия 10 класс»,
М.: Просвещение,2010г.
Цель урока: сформировать понятие о разнообразных источниках углеводородов.
Задачи:
- обучающие
актуализация знаний об углеводородах, их свойствах, применении, охране окружающей среды;
- развивающие
способствовать формированию интеллектуальных умений, навыков самоконтроля, практических навыков;
- развить познавательный интерес, реализуя межпредметные связи курсов химии, природоведения, географии, биологи, ИКТ и используя цифровые образовательные интернет ресурсы коллекций ЕК ЦОР и ФЦИОР;
- воспитательные
воспитание самостоятельности, воспитание экологической культуры личности.
Тип урока: урок изучения нового материала.
Формы работы учащихся: фронтальная, индивидуальная.
Необходимое техническое оборудование: мобильный класс, мультимедийный проектор, экран, сеть Интернет, Интернет-ресурсы из единой коллекции цифровых образовательных ресурсов (ЦОР) и федерального центра информационно-образовательных ресурсов (ФЦИОР).
Структура и ход урока:
Структура и ход урока представлена в таблице № 1.
Таблица 1
СТРУКТУРА И ХОД УРОКА
№
|
Этап урока
|
Название используемых ЭОР
(с указанием порядкового номера из Таблицы 2)
|
Деятельность учителя
(с указанием действий с ЭОР, например, демонстрация)
|
Деятельность ученика
|
Время
(в мин.)
|
1.
|
Организационный момент
|
|
Проверка готовности к уроку, создание благоприятного психологического климата.
Приветствует учащихся, проверяет готовность к совместной деятельности.
|
Приветствуют учителя.
|
1 мин.
|
2.
|
Актуализация знаний
|
№ 1
Нефтяная, газовая, угольная промышленность России
|
Определение уровня усвоения материала предыдущих тем, актуализация знаний, полученных в курсе природоведения, биологии, географии, постановка проблемы.
Фронтальный опрос:
1.Вспомним, что такое углеводороды? Какие они имеют физические свойства? Где в природе они встречаются?
2.Что мы ещё не знаем об углеводородах в природе?
3.А где происходит добыча этих полезных ископаемых в нашей стране?
Учитель обращается к ЭОР, в котором демонстрируется анимация «Нефтяная, газовая, угольная промышленность России» Во время анимации обращает внимание учащихся на то, что нефть, газ и уголь имеют важное значение в жизни человека.
4.Как вы думаете, ребята,
а в Республике Коми происходит добыча газа, нефти, угля?
5.А возможна переработка природных источников углеводородов , а не только их продажа в сыром виде?
6. И, следовательно, тема нашего урока…
|
Ученики отвечают на поставленные учителем вопросы .
Ожидаемый ответ:
- дети называют различные регионы нашей страны
Изучают информацию на мониторах компьютеров.
Отвечают на вопросы учителя.
|
6мин.
|
3.
|
Определение темы и целей урока. Мотивация учащихся.
|
|
Определение темы урока, постановка цели и задач урока, осознание и принятие их учащимися.
С помощью наводящих вопросов, опираясь на знания из смежных областей(природоведение, география) подводит учащихся к теме , к цели и задачам урока.
Предлагает учащимся ознакомиться с учебным материалом с помощью
компьютера.
|
Ученики определяют тему урока и формулируют цели урока, записывают тему урока, выдвигают гипотезы способов добычи, переработки и использования углеводородов.
|
2 мин.
|
4.
|
Изучение новой темы
|
№ 2
Углеводороды в природе. Их получение
№3
Природный газ
№4
Состав газоконденсатов и попутных газов
№5
Фото – добыча природного газа
|
Учитель обращается к ЭОР, в котором демонстрируется на экране
иллюстрация «Углеводороды в природе. Их получение».
Учитель предлагает учащимся самостоятельно изучить природный газ, его состав, добычу и переработку .
Учитель вызывает сильного ученика к доске для пояснения и совместного обсуждения полученных знаний.
Совместно оформляют на доске схему по природному газу.
Предлагает учащимся выполнить физкультминутку – для глаз, повороты головы и туловища, наклоны вперед – назад, влево – вправо.
На какие группы разделяется природный газ в зависимости от условий нахождения в природе?
Чем отличаются эти группы?
Учитель предлагает учащимся самостоятельно изучить Состав газоконденсатов и попутных газов и записать эти отличия в тетради.
Учитель обращается к ЭОР, в котором демонстрируется на экране
иллюстрация промышленной установки по добыче природного газа
|
Ученики просматривают фрагменты анимации, работают в тетради, делая записи.
Ученики сравнивают свои записи с записями на доске, включаются в совместное обсуждение полученных знаний.
Ученики делают упражнения, двигаются.
Ученики просматривают фрагменты анимации, работают в тетради, делая записи.
Ученики просматривают фото для ознакомления с промышленными масштабами добычи газа .
|
24
мин.
|
5.
|
Первичная проверка полученных знаний.
|
№6
Тест по теме «Состав газоконденсатов и попутных газов»
№7
Тест по теме «Состав газоконденсатов и попутных газов»
|
Предлагает выполнить индивидуальную работу за компьютерами по вариантам и проверить знания с помощью вопросов для контроля.
Фиксирует результаты и оценки прохождения теста.
(6тест – 1 вариант, 7 тест – 2 вариант).
|
Ученики отвечают на вопросы теста, проверяют и записывают свои оценки в тетрадь. Предоставляют результаты учителю.
|
7 мин
|
6.
|
Объяснение
домашнего задание
|
|
Дает домашнее задание §16, вопросы
№ 3,4,6, с.78, задача 1с.79
Учитель предлагает творческое домашнее задание для желающих на темы: «Газовая промышленность Республики Коми», «Нефтяная промышленность Республики Коми», «Угольная промышленность Республики Коми».
|
Записывают домашнее задание в дневниках и тетрадях.
|
2 мин.
|
8.
|
Итоги урока. Рефлексия.
|
|
Учитель выражает личное мнение по совместной работе на уроке и продвижению к целям занятия; дает педагогическое оценивание деятельности, используя это как метод повышения учебной активности и мотивации обучающихся. Отдельным учащимся выставляет отметки за урок.
Задает домашнее задание, объясняя его, сообщая где можно найти гиперссылки на ресурс для выполнения интерактивного задания.
|
Рефлексия. Учащиеся оценивают усвоение материала, исходя из личных мотиваций:
- Я не знал, что…
- Сегодня я задумался о …
- Я понял, что…
- Меня впечатлило…
- Этот урок открыл мне…
- Я убеждён, что…
|
3 мин.
|
Приложение к плану-конспекту урока
«Природные источники углеводородов. Природный газ, его состав и использование».
Таблица 2.
ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ НА ДАННОМ УРОКЕ ЭОР
№
|
Название ресурса
|
Тип, вид ресурса
|
Форма предъявления информации (иллюстрация, презентация, видеофрагменты, тест, модель и т.д.)
|
Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР
|
1
|
Нефтяная, газовая, угольная промышленность России
|
Тип – информационный, вид – мультимедиа
|
Анимация с текстом
|
http://www.fcior.edu.ru/card/22533/neftyanaya-gazovaya-ugolnaya-promyshlennost-rossii-so-specialnymi-vozmozhnostyami-dlya-slabovidyashi.html
|
2
|
Углеводороды в природе. Их получение
|
Тип – информационный, вид – мультимедиа
|
Презентация
|
http://www.fcior.edu.ru/card/13856/uglevodorody-v-prirode-ih-poluchenie.html
|
3
|
Природный газ
|
Тип – информационный, вид – мультимедиа
|
Презентация
|
http://www.fcior.edu.ru/card/4745/prirodnyy-gaz.html
|
4.
|
Состав газоконденсатов и попутных газов
|
Тип – информационный , вид - анимация
|
Анимация с текстом
|
http://www.fcior.edu.ru/card/2701/240404-1-4-1-1-6i1-v2-oms.html
|
5.
|
Добыча природного газа
|
Тип – информационный, вид – иллюстрация
|
фото
|
http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/0abac640-4185-11db-b0de-0800200c9a66/01.jpg
|
6.
|
Тест по теме «Состав газоконденсатов и попутных газов»
|
Тип – контрольный, вид - анимация
|
Анимация с текстом
|
http://www.fcior.edu.ru/card/11628/240404-1-4-1-1-6k1-v2-oms.html
|
7.
|
Тест по теме «Состав газоконденсатов и попутных газов»
|
Тип – контрольный, вид - анимация
|
Анимация с текстом
|
http://www.fcior.edu.ru/card/7407/240404-1-4-1-1-6k2-v2-oms.html
|
|